Оценка товарных знаков

ТОВАРНЫЙ ЗНАК - по заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица. Товарный знак или обозначение не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака иного лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная законодательством для товарного знака. При признании общеизвестным товарным знаком уже зарегистрированного товарного знака правовая охрана такого общеизвестного товарного знака распространяется также и на товары, не однородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, при условии, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его законные интересы.

В соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения оваров", товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - то обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.

Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара или фирмы производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости цениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем еализации товаров и услуг.

Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводится при продаже объекта, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д. В некоторых случаях, например, при продаже компании, целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс оздания прибыли предприятия. В этом случае подлежит оценке стоимость деловой репутации компании (гудвилл). Определение стоимости гудвилл производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.

Перечень документов для оценки товарного знака:

  • Наименование и описание товарного знака.
  • Копия свидетельства о государственной регистрации.
  • Перечень товаров и/или услуг, реализуемых под оцениваемым товарным знаком, объемы продаж.

После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, могут понадобиться:

  • Характеристики товаров, производимых с использованием, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими.
  • Источники получения и размеры доходов от использования товарного знака.
  • Затраты, производимые на приобретение прав и текущее использование товарного знака.
  • Себестоимость единицы товара, продаваемого под оцениваемым знаком.

Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку и спецификой использования товарного знака или иного объекта в процессе производства и реализации товара или услуги.